Тагильская роспись

Ремесло, ставшее основой русской подносной росписи

Овальный поднос
pinterest button

Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Прямоугольный поднос с красными цветами
pinterest button Прямоугольный поднос с красными цветами Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Зарождение ремесла

Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней  использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.

Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия.  Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.

Круглый поднос
pinterest button Круглый поднос Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

О подносе

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла . Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

Незабудки
pinterest button Незабудки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.

Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков, — всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.

Круглый поднос
pinterest button Круглый поднос Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Роспись

Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком».  Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.

Но в самом начале писали по другому.  Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.

Поднос с фирменным клеймом
pinterest button Поднос с фирменным клеймом Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам

 Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Краски и лак

Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось. 

Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С. 

Ассортимент продукции
pinterest button Ассортимент продукции Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски. 

Промысел в наше время

Производство тагильских подносов и сохранение ремесла сейчас оставляет желать лучшего. На выставке «Ладья 2014» представленные изделия вызвали интерес и удивление посетителей. 

Настоящие фирменные Тагильские подносы изготавливаются на нескольких предприятиях, объединённых в Нижнетагильский Центр Народных Промыслов и Ремёсел. И торговые знаки — НТЦНПР и Тагильский поднос, защищены в ФГБУ ФИПС, Роспатент.

Обучают будущих мастеров в Уральском Колледже Прикладного Искусства и Дизайна. Основанный в военные годы, колледж существует и поныне, помогая сохранять традиции древнего и редкого ремесла.

Тагильская роспись подносов. Тагил-ТВ