Полхов-Майданская роспись

Старинная роспись с характерными яркими цветами и обязательно — с цветком красного шиповника

Матрёшка
pinterest button

История

Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

Полохов-Майданская роспись в Музее игрушки, г. Сергиев Посад
pinterest button Полохов-Майданская роспись в Музее игрушки, г. Сергиев Посад Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. 

Самоварчик
pinterest button Самоварчик Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

Курочка с циплёнком
pinterest button Курочка с цыплёнком Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Изменения росписи

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.

Поставок с Полхов-Майданской росписью
pinterest button Поставок с Полхов-Майданской росписью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года — масленые красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Артель «Красная заря»

В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.

Деревенские мотивы на яйце
pinterest button Деревенские мотивы на яйце Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.

Трещётка
pinterest button Трещётка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Классическая Полхов-Майданская матрёшка
pinterest button Классическая Полхов-Майданская матрёшка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

Детская балалайка
pinterest button Детская балалайка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Полезная информация

Полхов-Майда́нская ро́спись

Красный цветок Полхов-Майдана

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна — бывшая крестьянка из-под Арзамаса.

В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре.

На том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвёл алый шиповник-роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Игрушки-тарарушки

Местные мастера называют свои изделия забавным словом «Тарарушки». Это значит — игрушки (от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить). 

Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Особенности росписи

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».

Ненаучные корни матрешки

Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сёл, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.

История Полх-Майдана — это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, — с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки — узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток. А семёновцы, в свою очередь, переняли идею из Сергиева-Посада.

Отдельно о матрёшке

Полхов-Майданская матрёшка отличается от своих «сестёр». Это заметно по форме — голова слегка приплюснута, сама более вытянута, стройна.

В росписи используются яркие краски. Сейчас от традиции немного отошли, но классическая Майданская матрёшка рисовалась без ручек. Они как-бы прикрыты платком. Исследователи считают, что это обусловлено влиянием старообрядческой культуры. В тех местах, как известно, издавна были поселения староверов. Поэтому матрёшка красива, но «скромна».

В наше время

Сейчас в традициях промысла произошли изменения под влиянием времени и спроса. Село практически живёт изготовлением сувениров. Рисунки на изделиях уже далеко не только традиционные.

С раннего детства «майданы» - так они себя называют, вливаются в нелёгкое ремесло. В школе, на уроках труда, с первого класса девочки расписывают, мальчики вытачивают.