Скопинская керамика

Её смело можно назвать феноменом: удивительные образы, необычная техника исполнения

Сосуд в форме петуха, рукомой, миска.
pinterest button

История

Город Скопин и окрестности издавна славился своей гончарной глиной. С середины XIXв. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов.

Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.

Скопинская керамика из коллекции Русского музея
pinterest button Скопинская керамика из коллекции Русского музея Andrey Korzun, CC BY-SA 4.0

Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к промыслу во II половине XIX века.

В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». 

Подсвечник «Скопа»
pinterest button Подсвечник «Скопа» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. 

Во время Первой мировой войны и в 1920-е годы производство приостановилось.

Подсвечник
pinterest button Подсвечник

С 1934 года производство снова возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».

Изготовление

Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.

Медведи
pinterest button Медведи

Темные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности ско-пинской керамики цвет играет важную роль.

Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.

Особенности

Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.

Квасник
pinterest button Квасник Andrey Korzun, CC BY-SA 3.0

Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования. 

Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.

Часы «Мудрая сова»
pinterest button Часы «Мудрая сова»

Скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого.

Образы

Первыми авторами замечательных скопинских образов были не профессиональные художники, а простые гончары, зачастую неграмотные и неуважительно называемые в родном городе «горшкошлёпами».

Сосуд в форме петуха, рукомой, миска.
pinterest button Сосуд в форме петуха, рукомой, миска. Andrey Korzun, CC BY-SA 3.0

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, особо смелой фантазией, исключительностью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур.

Кашпо
pinterest button Кашпо

Такое творчество иначе, как феноменом и не назовёшь и непонятным в нём было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать удивительно самобытную и высокоразвитую художественную систему.

В изделиях Скопинского промысла всегда чувствуется пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремёсел.

В наше время

Скопинский промысел практически  единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в.  Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.

В городе Скопин, рязанской области, работает Фабрика скопинской художественной керамики. ЗАО «Скопинская художественная керамика» было создано на базе артели «Керамик», включавшую в себя около 50-ти гончарных мастерских.

Кашпо Кошечка
pinterest button Кашпо Кошечка

Готовая продукция ЗАО «Скопинский сувенир» представляет собой майоликовые керамические изделия, а именно, посуду для хранения и приготовления пищевых продуктов, а так же декоративные кашпо с поддонами, вазы, сувениры, шамотные экстерьерные скульптуры. 

Для производства используются экологически чистые сырьевые материалы, продукция сертифицирована.

Фильм о скопинской керамике

Полезная информация

Скопи́нская керамика

Скопа — символ

Название города и промысла происходит от образа птицы Скопа – «речной орёл», «птица-рыболов».

В современном русском языке «скопа» означает хищную птицу ), из отряда Соколообразные , которая охотится преимущественно на рыб и другую водную живность.

Известно, что в эпоху язычества, сокол был солнечным символом. И у славянских народов он был одним из древнейших и популярнейших тотемов, причём сохранившихся и до христианских времён.

Развитие

В середине XIX в. скопинские гончары стали проявлять не виданную ранее в России фантазию. Вместо грубых горшков, они стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы.

Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.

В 1900 г. скопинская керамика была представлена на выставке в Париже. В 1902 и 1913 гг. изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.

Теперь скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны. Там собраны коллекции скопинских работ конца XIX – нач. XX вв.

Привлечь внимание

Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы — льва, птицу, шар, самовар и так далее и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома, как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер.

При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром, для привлечения к нему внимания покупателей.

Отличить от подделок

Тут можно особо не волноваться. Скопинскую керамику подделать практически не возможно. Не профессионал просто не сможет выполнить работу. К тому же нужно специальное оборудование. 

На изделиях Скопинской фабрики стоит фирменное клеймо или бумажная наклейка - сертификат, с указанием производителя, названия изделия и остальной необходимой информацией.

На изделия ручной работы наклеивается круглая блестящая наклейка со словами «ручная работа».